Категорически недоволен ответом, полученным на мой вопрос на правительственном часе от министра просвещения Ольги Васильевой.
Я спрашивал о том, кто определяет федеральный перечень учебников, к которому у многих учителей и родителей есть серьезные претензии. И что мы услышали от министра? Что список экспертов никто обнародовать не собирается, а определяет перечень «государство».
Слова «государство» и «государственный» повторились несколько раз, но так и не прозвучало ответа, кто конкретно определяет перечень учебников, на которые тратятся 10 миллиардов рублей из госбюджета ежегодно.
Формат правительственного часа не позволял задать дополнительный вопрос, что в данном случае имеется в виду под «государством»? Надеюсь, Ольга Юрьевна, в отличие от французского короля Людовика XIV не считает, что государство – это она лично?
Придется, видимо, снова отправлять официальные запросы в министерство просвещения и в контролирующие ведомства, чтобы мы услышали фамилии людей, которых Ольга Васильева называет «государством».
Я согласен с министром в том, что недопустимо, чтобы издатель сам заказывал автору учебник и сам оплачивал экспертизы и сам заявлялся в федеральный перечень. Да, это прерогатива государства. Но кто в данном случае представляет государство, и на каком основании принимаются решения?
Когда осуществляются госзакупки в других сферах, любой контролирующий орган может проверить, почему был выбран тот или иной поставщик и кто входил в конкурсную комиссию. В данном случае ясности нет никакой.
Государственные деньги не должны и не могут тратиться бесконтрольно. 10 миллиардов рублей – это слишком серьезная сумма, чтобы её распределяли неизвестные люди на основании неизвестных принципов.
Дело не только в деньгах. От содержания учебников зависит, какие знания получат наши дети, сможет ли наше образование конкурировать с зарубежным.
И снова я абсолютно согласен с Ольгой Васильевой в том, что требуется «научный подход» к определению списка учебников. И снова считаю принципиально важным услышать ответ: кто же конкретно определяет, какой подход является научным, а какой – антинаучным?
Поэтому борьба за открытость и понятность составления федерального перечня учебников будет продолжена.