Когда заходит разговор об армии, обсуждаются самые разные вопросы. Нужна ли нам профессиональная армия? Стоит ли сохранять призыв? Как кормят солдат? Не много ли в армии воруют? Всё это очень важно, но это не главное. У меня, офицера во втором поколении, душа болит о другом.
Армия — это не гражданская организация, не контракт работника с работодателем. Армия — это судьба. Основа любой армии – офицеры. Каковы офицеры, такова и армия. Традиции, честь, долг не заменить ни правильным управлением, ни самым лучшим оружием.
В 1918 году большевики вернули на службу около 40 000 «военспецов» старой офицерской школы. Эти люди за считанные месяцы превратили разрозненный сброд в боевые части!
В начале 1943-го, в сложнейшей обстановке на фронтах, военнослужащим вернули погоны по образцу императорской армии. Были учреждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова. Вместе с гимном «Прощание славянки», написанным трубачом царской армии, они стали символом грядущей победы. Без возвращения утраченных военных традиций мы бы не победили! Даже воевавший в Гражданскую против Советов белый генерал Деникин публично заявил, что готов вступить рядовым в новую Красную армию.
После войны каждый гражданин страны впитывал в себя с молоком матери: «Есть такая профессия, родину защищать!»; «Народ и амия едины!». Уважение профессии офицера, ко всему, что связано с воинской службой было (не побоюсь этого слова) священным!
Я помню как преподаватели военного училища, советовали нам, курсантам, прочитать «полузапрещенный» в СССР роман Куприна «Юнкера», потому что без этой книги невозможно стать настоящим офицером! Малейший пробел в знаниях, в навыках командования воспринимался как ЧП! Не потому, что он портил показатели подразделения, а потому, что такой пробел не к лицу офицеру!
Мы понимали, что такое долг! Мы шли в армию не для того, чтобы «тянуть лямку» за «денежное довольствие». Мы выбирали судьбу! Наш выбор в корне менял нас, как людей; ведь само понятие «российский офицер» — это уже повод для гордости. К сожалению, заграницей об этом сегодня знают больше, чем в России. Там нас помнят и всё ещё боятся, а мы забываем, кто мы есть…
В 90-х, со сломом старой системы, было выброшено много хорошего. Множество отличных офицеров уволилось со службы из-за безденежья и потери престижа профессии; из-за несогласия с новыми требованиями начальников.
Ушли носители офицерского духа! Те, кто пришел на смену, часто не понимают, кто они такие, зачем служат и что должны прививать подчиненным! Прервалась связь поколений офицеров. Она не восстановлена до сих пор!
Армия превращается в бюрократический аппарат по образцу не самых лучших гражданских «контор». Реформы продолжают выхолащивают её основу — российское офицерство.
Выпивки на службе, небрежность в ношении формы, непрофессионализм, нравственная «расхристанность» – вот позорная болезнь тех (с позволения сказать) «командиров», которые не прошли должного воспитания в офицерской среде. Это позорная болезнь, она делает нашу армию слабее. Лекарство от нее только одно –возрождение традиций и преемственности поколений офицерского корпуса. Это – главная задача военной реформы, её нужно решать в срочном порядке.
Какие меры следует предпринять в первую очередь?
1. Отменить приказ бывшего Министра обороны, запрещающий принимать на военную службу тех офицеров, которые сами подали рапорт об увольнении. Вернуть на службу офицеров «строй школы» — носителей воинских традиций.
2. Восстановить жесткий ценз выслуги лет при присвоении званий и продвижении по службе. Офицер, который шагает по ступенькам карьеры слишком быстро, не успевает стать офицером в полном смысле этого слова.
3. Восстановить традицию офицерских собраний в воинских гарнизонах. Такие собрания были местом воспитания молодых офицеров в духе традиций офицерского корпуса. На них не было жесткой армейской субординации. Каждый офицер мог при всех высказать любые претензии в адрес своего начальника. Этой честности и прямоты не хватает в современной российской армии!
4. Принять современный Кодекс чести российского офицера по аналогии с тем Кодексом, что действовал в нашей армии до 1917 года. Уставы и учебники по военному делу создают профессионалов. Но офицер – это больше чем просто профессионал. Это профессионал, который руководствуется принципами чести и долга.
5. Восстановить выборный институт Судов офицерской чести. Предоставить таким судам правом накладывать взыскания и увольнять со службы тех, кто допустил проступки, несовместимые со званием российского офицера.
По сравнению с новыми ракетами, самолетами, танками все перечисленное может показаться второстепенными мелочами! Но в воинском деле мелочей не бывает! Дух офицерства, воинская честь – это наше оружие. История не раз показывала, что оно побеждает, когда, казалось бы, другое оружие победить не в состоянии.