Официальный сайт депутата Государственной Думы ФС РФ
 
Чёрное воскресенье
Личный дневник
18.11.2013 18:16
Страшно говорить, но авиакатастрофы стали обычным делом в России. Они происходят с поразительной регулярностью. Не застрахован никто.
Страшно говорить, но авиакатастрофы стали обычным делом в России. Они происходят с поразительной регулярностью. Не застрахован никто.

Ввоскресенье в Казани произошла страшная трагедия. Разбился пассажирский самолёт «Боинг-737» компании «Татарстан». Все находившиеся на борту люди погибли. Хочу выразить соболезнования семьям погибших. Трудно найти слова, но поверьте — это наше общее горе.

Страшно говорить, но авиакатастрофы стали обычным делом в России. Они происходят с поразительной регулярностью. Не застрахован никто. Будь ты депутат Госдумы, будь ты звезда хоккея, будь ты простой авиапассажир — все равны перед чёрной статистикой.

Когда катастрофы случаются — мы каждый раз ужасаемся их подробностям, то пьяный пилот вогнал машину в штопор, то экипажу не хватило квалификации взлететь, то не хватило квалификации сесть. Всегда виноват «человеческий фактор» — пилоты. Начальники, проверяющие,  пригнанные из банановых республик самолёты  виноватыми не бывают…

Единого института гражданской авиации на сегодня не существует в России. Нет государственной системы подготовки пилотов. Нет жёстких контрольных органов. Нет безусловных технических требований к техническому состоянию самолётов. И вообще непонятно, кто отвечает за гражданскую авиацию. Получается, что никто – пилоты-жертвы авиакатастроф всегда оказываются виновниками этих авиакатастроф.

Похоже, такой же итог ждет и трагедию в Казани. Почти наверняка вину возложат на экипаж. Только голоса официальных комиссий почему-то не говорят нам о том, что командир экипажа Салихов – это недавно переучившийся штурман, а второй пилот Гуцул — это бывший бортинженер.

По мнению специалистов так повести себя в ситуации, которая привела в трагедии, мог только очень неподготовленный экипаж. Командир экипажа Салихов совсем недавно был переведён из второго пилота в первые, причём вторым пилотом он отработал только год. Это не соответствует ни нормам Евросоюза, ни нормам СССР.

Это далеко не первый трагический случай с переучившимися штурманами. После одной из катастроф переподготовку штурманов на пилотов запретили. В авиакомпании «Татарстан», если судить по прессе, этим решением были недовольны.

Второй момент — самолёт. Одними запретами на эксплуатации самолётов старше 20 лет ситуацию не изменишь. Если главный национальный перевозчик «Аэрофлот» недавно обновил свой парк и теперь выделяется средним возрастом самолётов в шесть лет, то занимающий второе место «Трансаэро» может похвастаться только 17 годами.

При этом уровень безопасности полётов у них примерно одинаков, поскольку всё дело в техническом состоянии самолётов и в том, как за ними следят. (Взять бы нам пример с некоторых скандинавских авиакомпании. Там и машины куда новее, и требования к обслуживанию жестче).

У погибшего «Боинга» долгая история эксплуатации. Он сменил пять авиакомпаний, включая национального перевозчика Уганды, пережил катастрофу в Бразилии и изношенным по партнёрским связям был отдан в лизинг из Болгарии в Россию. Кто допустил эксплуатацию такого самолёта в России, видимо, останется загадкой.

В целом в России на бумаге адекватные требования к гражданской авиации. Там всё правильно написано, но у нас в стране закон для многих, что дышло, особенно для тех «акул капитализма», которые озабочены извлечением прибыли из чего угодно. Даже из человеческих жизней.

Настоящая причина трагедии в Казани — в безответственности руководства компании «Татарстан», лиц допустивших полёт, лиц выдавших лицензию на эксплуатацию самолёта, лиц выдавших пилотам документ об образовании. Так или иначе это проблема всей индустрии гражданской авиации. И пока мы будем закрывать на это глаза трагедии будут повторяться.